♥️ Björk – Post (1995)
Буйноцветие электроники середины 90-х. Один из обозревателей назвал «Post» «жанровой рулеткой», что правда – вот только Бьорк слишком хорошо ориентировалась в наплодившихся жанрах танцевальной музыки, чтобы полагаться на авось. Самый хитовый альбом исландки: добрая половина песен с него сформировала канон, на котором, как на фундаменте, дискография певицы держится до сих пор. Если «Debut» кое-где провисает, а «Vespertine» местами может показаться монотонным, то «Post» безупречен от начала до конца.
Альбомы Бьорк имеют интересную особенность – на них нет надписей (наклейки не в счёт). Только на обложке «Medulla» есть название альбома, да и то в виде бисерного ожерелья на шее певицы. Видимо Бьорк, как большинство авангардных артистов, полагает, что изображение должно говорить само за себя. Оформление первого альбома было чёрно-белым. На обложке «Post» царит кислотная феерия, потому мы вправе ждать такой же разноплановой музыки, и Бьорк нас не обманывает. Первая песня «Army Of Me» даже сейчас сражает наповал своей «шагающей» трип-хоповой пульсацией, агрессивным, гулким электронным ритмом, на фоне которого даже яркий голос Бьорк слегка теряется. Трип-хоп с его летаргической ритмикой был ярким, но недолговечным клубным стилем середины 90-х, танцевальной эту музыку при всём желании не назовёшь – вот и под эту песню танцевать решительно невозможно, в ней даже тишина какая-то тяжёлая. Ей на смену приходит мерцающая, с лёгким «разбегом» ударных, «Hyper-ballad». Такая песня просто не могла появиться на «Дебюте», так она пластична и традиционна. Она звучит как радиопослание из космоса: амбиентная электроника и волнующий голос Бьорк, в конце набирающие ураганную силу – раз услышав, это невозможно забыть. Индустриальная вещица «Modern Things» похожа на шаги канатоходца, чьё равновесие то и дело смещается. Ведущая тема – сплошная вокальная акробатика, вспомнить её потом при всём желании невозможно, но припев просто фантастический. Песня заканчивается замкнутой «канавкой», словно заело пластинку – трогательный трюк, в конце которого невидимая рука убирает «иглу». После этого идёт настоящий шедевр «It's Oh So Quiet»: старый джазовый стандарт «Blow A Fuse» из репертуара Бетти Хаттон в классической оркестровке. Бьорк здесь просто восхитительна в своём вокальном хулиганстве! Джазовая музыка – всегда умелое чередование тишины и громкости; Бьорк довела этот приём до абсурда. Настороженные тихие куплеты с периодическим призывом: «Чш-ш... чш-ш...» вдруг сменяются безумным припевом с истерическими воплями и дикими прыжками из тональности в тональность. Прозвучи эта песня в таком виде в 40-х годах на радио, половина Америки упала бы в обморок. (Подобный джазовый хит, «Like Someone In Love», был и на предыдущем альбоме Бьорк – она исполнила его в сопровождении арфы). «Enjoy» – ещё одна «липкая» трип-хоповая вещь, нервная, технически безупречная, хотя в ней как-то слишком мало Бьорк (мне кажется, продюсер напрасно убрал её голос на задний план). Начало следующей песни «You've Been Flirting Again» можно принять за спокойный финал «Enjoy» (после предыдущих экспериментов это смотрится как должное), но это не так. В ней нет никакой электроники, эта замечательная песня вообще кажется старинной колыбельной, а возникающий в финале жёсткий электронный бит – это начало следующей вещи «Isobel», ещё одной сияющей вершины, где прогрессивная электроника чудесным образом мутирует в мощную симфоническую оркестровку в духе музыки Грига. Если слушать все песни подряд, как это задумано, можно принять эти три вещи за части трилогии, хотя «Isobel» в любом случае – самая потрясающая из них. Баллада «Possibly Maybe» целиком отдана на откуп амбиентным клавишам и мягким электронным звукам. А вот «I Miss You» – яркий клубный «хаус» со звонкими бонгами в стиле группы Yello, пожалуй, единственная вещь, которая органично смотрелась бы на «Дебюте». Канадский аниматор Джон Крикфалуси снял на эту песню забавный клип в духе Диснея с мультяшной Бьорк, влипающей в комические ситуации. Голос Бьорк звучит в обеих песнях просто волшебно, хотя (тут ничего не попишешь) – к ним требуется определённое привыкание. Финальная дилогия – «Cover Me» и «Headphones» – две загадки, из которых, может быть, растут все поздние эксперименты Бьорк со звуком и гармониями. Эта короткая волшебная вещица легко переходит в длинную медитацию «Headphones» со сложным переплетением вокальных наложений. Местами Бьорк даже не поёт, а наговаривает, ворожит на нескольких языках, её голос мерцает бесконечными «О, о», «А, а», «И, и»... И пусть эта гипнотическая вещица в некотором роде самоцель, но самоцель прекрасная.
Однозначно, «Post» – лучшая работа исландского эльфа.
| #Björk | #Electronic | #Trip_Hop | #Industrial | #IDM | #Experimental |